Даниил Иванов. Слово капитана

2 Мая 2022
Галина Плотникова

Даниил Иванов - уже легенда отечественного и мирового спорта. Как в 35 лет быть капитаном нашей «Мега-Лады», восстанавливаться после серьезной травмы, ни на минуту не расставаясь с командой, и как научиться преодолевать себя – в интервью прославленного гонщика.


Даниил ИвановДаниил Иванов, многократный чемпион мира и России по мотогонкам на льду.
Капитан ледовой дружины клуба «Мега-Лада».
Родился в г. Каменск-Уральский в 1986 году.
Отец и старший брат Иван тоже занимались мотоспортом.
В мотоспорт пришел в семь лет.

– Даниил, в ледовом сезоне «Мега-Лада» красиво начала в суперлиге, оторвалась по очкам от соперников. Болельщики ждали: золото на гари уже есть и на льду почти в кармане…
– Загадывать в спорте что-либо наперед неблагодарное дело. Да, мы хорошо стартанули на этапах в Каменск-Уральске и Уфе. На тольяттинском этапе в декабре у меня случилось «то самое» падение, но команда в январе и без меня хорошо справилась. А дальше, конечно, пришлось трудновато: на чемпионате мира серьезные травмы получили Никита Толокнов и Иван Хужин. И ребятам – Игорю Кононову, Игорю Сайдуллину, Андрею Анисимову  – пришлось выступать в неполном составе. В итоге взяли на суперлиге серебро, которое оказалось дороже золота.

– Как сейчас себя чувствуете?
– ... не хочу сглазить. Хочется побыстрее восстановиться, попробовал себя на дорожке, покидал снег, пока болезненно.

– Зато, помню, уже в январе рвался на лед.
– Да, рвался. Докторам говорил: связывайте хоть на хомуты, хоть на шнурки, но мне надо попасть на чемпионат мира. Но, оказалось, травма довольно серьезная.

– Мальчишки приходят в спидвей, каждый мечтает стать чемпионом, но не всем светит карьера победителя. К чему им надо быть готовыми?
– Спидвей без риска и травм, к сожалению, не обходится. Если ты решил заняться этим видом спорта, будь готов, что иногда будет довольно опасно. Особенно если выходить на профессиональный уровень и стремиться к каким-то результатам.

– Наверное, какая-то безбашенность должна быть…
– Нет. От этой, так называемой, безбашенности еще больше падений и травм. Но есть риск оправданный, а есть неоправданный, который зачастую и приводит к падению. С другой стороны, если ты постоянно будешь думать: «ой, как опасно», вообще ничего не получится.

– Есть спортсмены, которые после травмы не смогли достичь тех результатов, которые были раньше…
– Да, гонщик, может быть, и хочет рискнуть, но организм уже сам командует: стоп! Тут уже судьба мотогонщика решается на психологическом уровне: сможешь ты отпустить от себя страхи или нет. Это сложно, но возможно. И потом – у тех, кто постарше, уже семьи, дети, они не могут себе позволить необдуманный риск: за четыре круга на треке надо продумать все ситуации…

– Это же всего минута, а то и меньше. Когда тут думать?
– Именно за эту минуту ты для себя должен выдать десятки комбинаций. Ноги-руки все делают автоматически, а голова должна работать.

– Какое соревнование было наиболее важным, когда ты почувствовал – все получится, сможешь, победишь?
– Вот так, чтобы все ровно-ровно, не было. Каждый год приходилось доказывать, что ты что-то умеешь. В 2004 году была одна из первых гонок, кубок России, когда я выиграл. Выступал с сильнейшими гонщиками страны, вот тогда, может быть, поверил – да, я могу, можно и нужно бороться. На следующий год, в 2005-м, уже участвовал в чемпионате мира, мне было 19 лет.

– Прекрасные снимки с Байкала. Как это было?
– На самом большом катке России еще ни разу не было ледового гонщика. Там удивительно красиво. Как лед? Его там много (смеется – прим. ред.). Я попал туда, когда он уже начал подтаивать – становился как сахар, опасненький такой лед. Но были такие места, за скалами, в тени он был просто бетонный, там даже шипы не втыкались. Я стал первым, кто прокатился на спидвейном мотоцикле по поверхности легендарного озера. Всегда хотел выехать на большой лед, где нет заборов и оградительных мешков, привычных для гоночных трасс. Лед на Байкале создан природой, а лед на треке – людьми специально для мотогонок. Он всегда идеального качества, на нем не могут неожиданно появиться ямы. Байкальский лед в одном месте может быть мягким, в другом – жестким. Можно наткнуться на километровые разломы посреди дороги. К этому сложно подготовиться заранее. Лед и небо одного цвета, и на большой скорости все сливается в сплошную синеву. Местные жители считают Байкал живым организмом. Согласно обычаям, любое дело здесь начинается с обряда уважения духов. Я не стал перечить традициям и принял участие в одном из ритуалов.

– Почему ты ушел из гаревого спидвея?
– Мне мало пришлось поработать за границей. Практически все ведущие мотогонщики на гари летом работают в Европе, с марта по октябрь, приезжают, конечно, на российские соревнования, на день-два и обратно. Почему? Хорошая материально-техническая база, хорошие механики, много спонсоров, много соревнований… Спидвей – дорогое удовольствие. Каждый мотоцикл сделан под своего гонщика, под его предпочтения. Меняются амортизаторы, моторы, рамы… Например, все российские топовые гонщики едут на голландских рамах – и этот выбор обоснован: они жестче и более износостойкие. У меня, к примеру, стоят спереди амортизаторы Öhlins, сзади – немецкие Highteck. Моторы «Ява» – у всех, однако «внутренности» также каждый подбирает себе сам: титан или что-то еще.
Все официальные соревнования по ледовому спидвею проходят на двухклапанных мотоциклах с допустимым объемом двигателя 500 куб.см. Байки ездят на шинах с 28-миллиметровыми шипами, которые торчат как острые иголки. Кроме того, на наших мотоциклах нет тормозов, поэтому мы сбавляем скорость закрытием ручки газа. Иными словами, за счет мотора тормозим. Кроме того, амортизаторы на наших байках настроены совершенно по-другому. Не так, как в других видах мотоспорта, намного жестче. И моторы работают на метиловом спирте. Еще одно важное отличие: на байках для ледового спидвея всего две передачи, одна – вверх, другая – вниз.
Подобрать искусного механика или «моториста» – большое дело. Они подгоняют мотоцикл под тебя, под твой стиль езды, там столько нюансов, нужно полное совпадение. Вот возьмите феномен Никиты Богданова (юный гонщик из Уфы, взявший почти все золото сезона – прим. ред.). У него папа, бывший гонщик, ювелирно настраивает для сына моторы, готовит технику, у Никиты  есть все плюс талант и молодость. Все сложилось.

– В Европе популярны гонки на гари, есть много достойных соперников. А вот на льду лучше российских спортсменов все-таки нет.
– Тут соглашусь. Если бы не известные события нынешнего года, пьедестал чемпионата мира-2022 тоже был бы весь российским (сейчас – золото у шведа Мартина Хаарахилтунена – прим. ред.).

– Даниил, на вид вы все такие сдержанные ребята, хотя на треке страсти кипят. Что за история с ледышкой, брошенной в сторону судейства?
– Не так… Меня сняли с полуфинала из-за того, что упал третий сверху тюк. Который я априори не мог задеть. Я начал возражать главному судье по рации, вижу, что бесполезно, тогда я кинул рацию… подальше.

– Чемпион – это всегда личный успех?
– Нет, конечно, на успех работает вся команда «Мега-Лады»: и механики, и тренеры, и менеджеры. Какой гонщик без команды? Только сплоченная профессиональная работа всего коллектива в течение года дает хороший результат. А дальше – вопрос твоего таланта и удачи!

Фотоотчет:

  • Даниил Иванов
  • Гонки на СТК им.А.Степанова
  • Фото из Байкальской серии
  • Фото из Байкальской серии
  • Награждение победителей в Монако, 2019
  • С супругой в Монако, 2019
Добавьте эту статью:
« Назад в раздел
Семья Акулиных. Волшебные истории
Семья Акулиных. Волшебные истории
22 Июня 2022

Что делает нас семьей? Как и из чего появляется чувство «один за всех»? Семья Акулиных, как нам кажется, знает, что ответить на самые сложные философские вопросы.

Даниил Иванов. Слово капитана
Даниил Иванов. Слово капитана
2 Мая 2022

Даниил Иванов - уже легенда отечественного и мирового спорта. Как в 35 лет быть капитаном нашей «Мега-Лады», восстанавливаться после серьезной травмы, ни на минуту не расставаясь с командой, и как научиться преодолевать себя – в интервью прославленного гонщика.

Дмитрий Буйволов. Непричесанное интервью
Дмитрий Буйволов. Непричесанное интервью
2 Мая 2022

Как у многих харизматичных людей, у Дмитрия Буйволова всегда есть план. Готовый ответ на любой вопрос. Стратегия и тактика любого жизненного «боя». Но, как человек глубокий, он умеет видеть суть и (невероятно!) может менять свое мнение. Если есть аргументы.

Вячеслав Яблоков. Интеллектуальная защита
Вячеслав Яблоков. Интеллектуальная защита
2 Мая 2022

Клуб InLaw Club, организованный журналом «Дорогое Удовольствие», на сегодня, пожалуй, самый интересный околоюридический светский проект. Насколько легко быть его бессменным модератором? Сколько времени и сил это занимает, интересуемся мы у известного и очень занятого адвоката, к.ю.н., Вячеслава Яблокова.

Анна Титова. ТАКОЕ КИНО
Анна Титова. ТАКОЕ КИНО
27 Апреля 2022

О том, как санкции отразились на кинотеатрах и о реальном положении дел в индустрии, мы поговорили с Анной Титовой – операционным директором сети «Мори Синема»

11.jpg
mediakit.jpg