На автопилоте

30 Декабря 2011
Текст: Сергей Лобанов

Автомобильные помощники берут на себя все больше функций. Не так далек тот день, когда водитель в машине будет вовсе не нужен!

Мечтать об автопилотах люди начали давно. Первые устройства, умеющие держать рули прямо, появились еще на самых первых самолетах-бипланах. Затем авиационный автопилот развился в полноценную программу, которая вот уже несколько последних десятилетий способна заменять живых летчиков на всех этапах полета. Уже сейчас военные успешно эксплуатируют беспилотные самолеты.
Достаточно давно появился автопилот и для морских судов. Автоматический машинист на линиях метро и даже на высокоскоростных железных дорогах тоже уже не редкость. Но вот про беспилотные автомобили в течение ХХ века речи даже не шло.
Дело в том, что движение самолетов, судов или поездов — намного более спокойный и упорядоченный процесс.
Плотность движения в воздухе или на воде в тысячу раз ниже, чем на дороге, нет знаков и светофоров, никто не кидается под колеса, да еще и диспетчеры руководят всеми участниками движения, заранее разводя их курсы.
Главной сложностью в создании автомобильного автопилота является, в первую очередь, распознавание обстановки. Человеческий ум во время вождения машины проделывает колоссальную работу, которую современные компьютеры пока просто не могут выполнить.

Audi TT-S (Университет Стэнфорда)Военный автопилот
Стимулировали разработку автопилотов американские военные. Армейское агентство DARPA объявило конкурс на создание беспилотного автомобиля. Первый раз DARPA Grand Challenge состоялось в 2004 году. 15 автомобилямучастникам предстояло проехать 230 км по пустыне Невада. Гонка провалилась полностью: половина не смогли даже покинуть старт, остальные очень быстро «заблудились» или съехали в канаву — победитель проехал лишь 12 км. И это по пустыне!
Но уже в 2005 году до финиша доехали пять машин, а в 2007 гонку проводили в городских условиях, и участники показали себя неплохо. Армия США уже массово закупает беспилотники — в Афганистане один робот приходится на 10 солдат. Это, например, «механические мулы» — грузовички, сопровождающие отряды бойцов, роботы-саперы и так далее. Но у военных своя специфика: они чаще двигаются по безлюдным улицам или по бездорожью, им не важна цена машины, но важно отсутствие человека за рулем, и они могут обеспечить дистанционное управление машинами. Колонна беспилотных грузовиков, прикрываемая с воздуха беспилотными самолетами, — так в ближайшем будущем будут выглядеть американские конвои в воюющих странах. Отсутствие потерь в личном составе станет важным достижением технического прогресса.

VW Passat Stadtpilot (Университет Брауншвейга)Конверсия
А что же гражданский автопилот? Для того чтобы машина могла оценивать дорожную ситуацию, разработчики снабжают ее массой устройств. Автомобили-участники DARPA Challenge были обвешаны приборами как новогодние елки: видеокамеры, радары, сонары, лидары, лазерные дальномеры и так далее. А компьютеры, обрабатывающие все сигналы, занимали весь багажник.
Однако технологии развиваются стремительно. Современные машиныбеспилотники уже почти не выделяются. Камеры и радары в основном замаскированы — спрятаны под решеткой радиатора или под салонным зеркалом заднего вида. Работу над такими машинами ведут многие автоконцерны и независимые организации. Например, компания Google хочет войти на авторынок именно с программойводителем. Их беспилотные машины уже наездили по дорогам США 100 тысяч км без аварий. Впрочем, за рулем каждой машины обязательно сидит страхующий водитель.
Стэнфордский университет поучаствовал в гонке Pikes Peak прошлого года, выставив автомобиль без пилота. Автомобиль Hongqi HQ3 под управлением программы, созданной китайским Университетом обороны, недавно проехал 250 км по загруженной трассе с очень высокой средней скоростью, причем без использования GPS-навигации.
Другими словами, беспилотные автомобили делают свои первые шаги. Пока они ездят как ученики автошколы — только по окраинам и под страховкой инструктора, но, можно не сомневаться, достаточно быстро они научатся всему, что нужно.

Микроавтобус Университета ПармыSartre
Возможно, самая близкая к воплощению система — это SARTRE, в разработке которой участвует компания Volvo. Суть этой идеи в том, чтобы помочь водителям преодолевать большие расстояния по европейским автобанам. Работать система будет так: автомобили, подключенные к SARTRE, выстраиваются в колонну вплотную друг за другом — на расстоянии десятка сантиметров. Автопилот каждой следующей машины повторяет траекторию предыдущей, разгоняются и тормозят автомобили синхронно. А возглавляет колонну опытный дальнобойщик за рулем грузовика. Присоединившись на трассе к такому «паровозику», можно будет передать автопилоту управление и вздремнуть, скажем, от Франкфурта до Парижа. Сделать подобную систему абсолютно безопасной позволяют уже сегодняшние технологии.

Принцип работы адаптивного круиз-контроля VolvoКруиз-контроль
Еще одна система, уже стоящая на товарных машинах, — это адаптивный круиз-контроль. С обычным круиз-контролем мы познакомились еще в 80-х годах: компьютер мог поддерживать заданную скорость на трассе, освобождая водителя от необходимости жать на газ. Сейчас же на некоторых машинах стоит адаптивный круиз. Он может поддерживать не только заданную скорость, но и заданную дистанцию до впереди идущей машины — что на трассе, что в пробке. Радары, «ощупывая дорогу», оценивают расстояние до другого автомобиля, и компьютер дает приводам задание — разгоняться или тормозить.
Наконец, в современных машинах уже стоят некоторые элементы автопилота. Mercedes и Volvo способны сбрасывать скорость и подготавливать системы безопасности перед аварией, а BMW в ближайшем поколении будет находить на обочине пешеходов и «подсвечивать» их специальным лучом света.
Добавьте эту статью:
« Назад в раздел
КУДА ИНВЕСТИРОВАТЬ КАПИТАЛ
КУДА ИНВЕСТИРОВАТЬ КАПИТАЛ
25 Ноября 2020

Состоятельные инвесторы все чаще отказываются от консервативных стратегий и предпочитают вкладывать в то, что может потенциально принести более высокий доход.

Почему состоятельные инвесторы выбирают фондовый рынок?
Почему состоятельные инвесторы выбирают фондовый рынок?
18 Ноября 2020

Частные инвесторы оказывают все большее влияние на российский рынок управления активами. Не в последнюю очередь за счет притока капитала состоятельных граждан. Почему это происходит, рассказал Роман Неретин, исполнительный директор УК «Альфа-Капитал» в Самаре.

Секретный код. Роберт Оксузян
Секретный код. Роберт Оксузян
25 Сентября 2020

На сайте godsforge.ru редчайшей красоты ювелирные украшения рекламируют звезды первой величины. Все они уникальны, потому что несут сакральные символы, защищающие своего владельца как невидимая броня – в этом миссия бренда Godsforge Magic Jewellery.

Осторожно, Эмбер!
Осторожно, Эмбер!
25 Сентября 2020

Репутация стоит дороже денег. Звезда «Аквамена» и экс-супруга Джонни Деппа актриса Эмбер Херд получила шанс убедиться в этом на собственном опыте.

Жизнь с Удовольствием
Жизнь с Удовольствием
25 Сентября 2020

Чтобы день можно было назвать удачным, необходимо, чтобы он был насыщенным: семья, тренировка, работа, друзья – считает директор агентства элитной недвижимости VERANDA Вера Зайцева.

092020.jpg
mediakit-01.jpg