В конце года у многих складывается впечатление, что… все только начинается. В жизни, в профессии, в карьере… Какие качества открывают нам заветные новые двери и что считать настоящим дорогим удовольствием, размышляет известный адвокат Елена Софронова.
Елена Софронова, адвокат, председатель коллегии адвокатов №165 г. Тольятти Самарской области.
Знак зодиака: Рак.
Семейное положение: замужем, сын 12 лет.
Образование: высшее юридическое, Восточный Институт экономики, гуманитарных наук, управления и права.
Главные достоинства: не любит себя жалеть, «жалость это наихудшее»; оптимизм.
Недостаток: упрямство.
– Елена Сергеевна, Вас знают как принципиального профессионала с твердым характером. Откуда такие серьезные качества в красивой молодой женщине?
– Мы не беремся из ниоткуда. Согласно психологии, все закладывается в детстве, меня, например, сформировала семейная история… Мне было семь лет, когда семья переехала в Тольятти. Мама до этого работала в администрации районного центра, на ней были все проверки в сфере торговли. Она была очень требовательной и очень ответственной, носила стильные деловые, как сейчас понимаю, костюмы, постоянно ездила в командировки по необъятной стране. Детство у нас со старшей сестрой было отличное. Веселое, беззаботное… Но родители были людьми мудрыми и дальновидными, хотели дать нам достойное образование, а в районном центре это было просто невозможно. Так появилось решение переехать в перспективный, развивающийся город – издалека он казался чем-то нездешним, шикарным, почти заграницей, огромным мегаполисом, с бесконечным количеством сияющих витрин магазинов. Здесь запросто ходили по улицам иностранцы, архитектура поражала постсоветским модернизмом, а на широких проспектах дышалось по-особому.
Но Тольятти не принимал с распростертыми объятиями всех подряд, как могло показаться со стороны. Чтобы семье из четырех человек выдали служебное жилье, отцу пришлось устроиться на работу не по профессии на АВТОВАЗ. А мама, чтобы дети были под присмотром, начала работать дворником и подрабатывать уборщицей. Иных вакансий просто не было. Ради детей моя красивая мама сменила строгие костюмы, хорошую оплачиваемую работу в кабинете на ведро с водой, где была добавлена жутко пахнущая хлорка и плавала огромная, как материк Евразия, тряпка. Негнущиеся перчатки по локоть, тяжеленная лопата и грязные подъезды, этажи-этажи-этажи. Было очень тяжело, но мы всегда были друг за друга горой, старались поддерживать во всем. Папа после работы шел чистить снег, чтобы маме было полегче. Я и сестра мыли подъезды. С детства отлично знаю, что такое чисто. И какой на самом деле – каторжный труд уборщиц…
– А как же школьные вечера? Дискотеки? Первая любовь?
– …Однажды меня увидел мой одноклассник, когда я убирала в очередном подъезде, и наутро высмеял перед всем классом, обозвал «поломойкой». Эмоциям не было предела. Я прибежала домой в истерике, заявив, что больше в школу ни ногой. Мама дала мне выплакаться, а потом взяла за руку и строго спросила: «Ты что, воруешь?». Я ответила: «НЕТ!». И дальше мама сказала фразу, которая стала моим девизом на долгие годы, а может быть навсегда: «Тогда за что тебе стыдно? Ты работаешь. Пусть будет стыдно тем, кто ворует!». Эти слова врезались в память. Самый сильный, стальной характер был у нашей мамы: не жалеть себя, упала – встань и иди дальше. Папа помягче, всегда был нашим с сестрой «союзником», защищал от наказания и маминого недовольства за бесконечные проделки. Вот такой тандем кнута и пряника. Строгость и вместе с тем безграничная любовь. Очень счастливая, крепкая семья…
– Адвокат – это работа индивидуальности, сила харизмы. Как Вы выбрали профессию?
– В моей семье никогда не было адвокатов, зато были известные врачи. Однозначно, на старте мне было тяжело без связей, без элементарной помощи в сфере юриспруденции. Продираться через дебри не только запутанного законодательства, но и через предательство и фальшь, набивать собственные кровавые мозоли, наступая на одни и те же грабли, пытаясь что-то исправить в системе, где исправить ничего нельзя – это драгоценный опыт. Я очень счастлива, что в моей жизни были, есть и будут очень порядочные люди, идущие со мной в ногу, помогающие мне. Это моя собственная семья, мои коллеги и соратники. Очень довольна своим коллективом, уверена в каждом сотруднике, в их преданности делу, их компетентности. За немалые годы работы поняла – ты счастлив как руководитель, когда можешь доверять. Это многого стоит. Дорогое удовольствие.
Но если начать с самого раннего… Однажды мы поехали с мамой в Центральный район выбирать мне новое пальто, и я случайно вышла на остановку раньше, думая, что мама тоже вышла из троллейбуса. От страха неизвестности и ужаса от происходящего я даже не сразу попросила о помощи. Меня заметила добрая милая женщина, которая проводила до ближайшего магазина детской одежды, где я сама выбрала пальто, перемерив весь ассортимент. Но платить все равно было нечем. Деньги уехали на троллейбусе вместе с мамой и ее паникой из-за потерявшегося ребенка. Я бродила по торговому залу, рабочий день заканчивался, и сотрудники магазина бдительно вызвали милицию, в те годы это было чрезвычайное событие: малолетнего ребенка к моменту закрытия никто не торопился забирать. Меня посадили в милицейскую машину вместе с веселыми свежепойманными гражданами, чрезмерно употребившими спиртные напитки и нарушившими общественный порядок, доставили в опорный пункт и продержали там девять часов! За время этого «приятного» ожидания я услышала массу интересного: сводки, цифры, где кого убили, избили и обокрали. Сестра потом рассказывала, что по улицам разъезжала машина с рупором и сообщала, что пропала девочка семи лет в оранжевом плаще. Нашла меня глубокой ночью мама, опять благодаря милиции. Сколько радости было, не передать. Именно в тот день, как бы абсурдно это не звучало, я поняла, что мир сводок, милицейских автомобилей и закона скоро станет моим местом работы. Я подсознательно настроилась на работу юриста.
В 14 лет я поступила в экспериментальный юридический класс школы № 56, куда принимали только после успешно сданного экзамена. Это была огромная победа для меня, подростка.
Удивительно, что все выпускники этого класса так и работают в сфере юриспруденции, зато среди выпускников юридического факультета моего вуза в профессии остались единицы.
И если мысленно возвращаться в юность, я бы еще и еще раз выбрала свой путь, безгранично люблю свою работу и все, что связано с ней.
– Есть ли у Вас любимая категория дел?
– Да, это уголовные дела. Где все на грани. Между свободой и заключением. Резонансные дела, как известная история компании «Мясной король» Ирины Лавровой, они требуют твердости характера и выдержки. Печально, что в данном случае пришлось столкнуться с вопиющим фактом бездействия со стороны органов полиции, повлекшим кражу продукции и имущества на огромную сумму. Как следствие, полная парализация бизнеса. Очень обидно, что наше государство не может защитить профессионала с подобным уровнем знаний в своей сфере, обладающего наградами высших категорий, данных за заслуги перед государством и обществом, с ценным опытом работы, редкими человеческими качествами. Больно наблюдать, когда из-за инертности властных структур рушится бизнес, годами выстраданный, выстроенный до огромных масштабов, дающий работу населению Тольятти и других городов. Мы с огромным трудом добились возбуждения уголовного дела. Боремся всеми силами, чтобы справедливость обещанного государством правосудия восторжествовала.
– Российская правовая система…
– … на мой взгляд, огромный механизм, требующий серьезных изменений, реорганизации. Она слишком неповоротлива, обладает нормами двойных стандартов, где статус и материальное положение зачастую играют основополагающую роль при решении какого-либо вопроса, проблемы, правового применения норм действующего законодательства. Складывается впечатление, что иногда один и тот же закон мы трактуем с оппонентами по-разному.
– Как у Вас прошел этот непростой год?
– Необычайно продуктивно с точки зрения работы. Много было положительных моментов, но и отрицательных хватало. Приходилось вступать в серьезное противоборство с государственными структурами. Переживала, но потом поняла, что ко всему надо относиться с иронией. Даже к непрофессионализму оппонентов и их угрозам за выигранные дела.
– Как изменится юриспруденция XXI века?
– Суд-онлайн – это, конечно, модернизация в сфере рассмотрения дел, в том числе, будущее адвокатуры и всей правовой системы. Возможно, наличие высоких технологий нас заведут в прекрасное далеко, облегчив и ускорив рассмотрение дел. Однако, сугубо мое мнение, человеческий фактор никто не отменял. Все участники процессов – люди, особенно в уголовном праве, где от приговора зависит судьба человека, его здоровье, да что там говорить – его дальнейшая жизнь. Выступая в прениях сторон в судебном заседании, мы, адвокаты, прежде всего пытаемся достучаться до судьи-ЧЕЛОВЕКА, а не до судьи-АРБИТРА, в онлайн-режиме это будет просто невозможно. А на кону – судьбоносное решение, где от профессионализма адвоката порой зависит все…
Адвокатская коллегия № 165, г. Тольятти, ул. 40 лет Победы, 58,
тел. (8482) 55-10-66, сот. 8-92-78-99-27-55.